Войти | Регистрация
Алматы
КарагандаУральскАктауАтырауПавлодар
Статьи
Метод Монтессори на планшете: плюсы и минусы
Метод Марии Монтессори применяется на рынке виртуальных игр.

Метод Марии Монтессори в качестве имиджевого довеска активно применяется на рынке виртуальных игр и развивающих пособий. Насколько это правомочно, размышляет монтессори-педагог Елена Китаева, консультант компании-разработчика детских развивающих приложений Indigo Kids.

Сначала идея перевести монтессори-метод в «пиксели» вызвала у меня скепсис. Но со временем я втянулась, и теперь вижу между этими полюсами больше общего, чем границ и различий.

Разработанный итальянским ученым и педагогом Марией Монтессори в первой половине 20 века метод до сих пор остается отчасти новинкой для российских преподавателей и мам. Дело в том, что открытие метода, как и он сам, упорно замалчивались в системе тоталитаризма: государству было невыгодно развитие в ребенке самостоятельности, свободного выбора, силы духа, на что в целостной гуманистической концепции монтессори-педагогики сделан особый упор. Однако времена изменились, монтессори-метод признан во всем мире, разошелся по цитатам, породил последователей и подражателей, был раздроблен на составляющие и пережил массу попыток адаптации в неожиданных областях, в том числе – в сфере компьютерных игр.

Безусловно, сделать систему Монтессори полностью виртуальной – бред, так как метод, построенный с использованием множества игровых пособий и дидактических материалов, обращается ко всем чувствам ребенка –в том числе тактильным, обонятельным, ощущению веса того или иного предмета. Большое значение уделяется групповой работе, социализации. Причем в смешанных группах детей самоорганизация групп строится по принципу заботы старших о младших, для которых старшие являются примером для подражания. Отделить метод Монтессори от взаимодействия людей между собой невозможно – он потеряет свою сущность.

Тем не менее, некоторые особенности монтессори-материалов как нельзя лучше подходят для планшетов, как, например, материалы для развития зрительной и слуховой памяти, обучение азбуке и счету. Сортировка предметов – важное занятие для ребенка на ранней стадии развития, так как оно отвечает его естественному стремлению к упорядочиванию мира. В игре «Лесное трио», ежик просит помочь ему отделить орехи от ягод и листьев –очень полезная и своевременная для малышей игра. А такие игры, как «Камушки» и «Кораблик», готовят детей к манипуляциям с реальными предметами различных весов, фактур, состава материала, будя в них интерес к опытам и экспериментам, что также пропагандируется методом Монтессори. Но главное, что роднит компьютерную «обучалку» с монтессори-классом – то, что ребенок сам оценивает свои достижения и неудачи и самостоятельно принимает решения о том, как долго и чему именно он намерен учиться.

Это один из основных постулатов Монтессори, когда не приходит взрослый и не говорит: «Ах, ты не так сделал, посмотри, вот как надо» (переделывая все за него), а сам материал подсказывает, что надо и как. Ребенок, конечно, может схалтурить, но это уже неинтересно – это его игра. Планшет – добровольная история, и я думаю, если кто-то будет заставлять ребенка работать на планшете – это перестанет приносить ему радость.

На планшете он может легко проверить свои результаты по математике и познания в русском языке. Более того, в области математики и русского языка у планшета есть и мультимедийные преимущества – слияние звуков в слоге можно усилить при помощи цвета (из синего–согласного и красного–гласного получается фиолетовый – наглядная ассоциация к слиянию звуков), а числовые карточки для составления рядов в компьютере никогда не потеряются, да и не возникнет соблазна поиграть в них как-то иначе.

Основное, что открыл метод Монтессори в начале века – сензитивные периоды развития ребенка. Основное внимание здесь уделяется раннему периоду «впитывающего сознания», когда ребенок, не анализируя, принимает в себя потоки информации, легко усваивая, к примеру, языки, или овладевая математическими способностями. Руководящим мотивом здесь является, конечно, избирательный интерес ребенка к тому или иному виду деятельности, который важно вовремя заметить и поддержать. Причем заглушить его весьма просто, а вот привить «из-под палки» невозможно, поэтому родителям следует быть максимально чуткими и внимательными к тому, к чему ребенок проявляет интерес. К семи годам период впитывающего сознания исчезает, зато ребенок становится способен к «фронтальному обучению» и логическому осмыслению действительности, а значит – ему пора в школу, где игровые учебные пособия на планшетах, пожалуй, окажутся весьма кстати. 


Все темы
Другие статьи