Войти | Регистрация
Алматы
КарагандаУральскАктауАтырауПавлодар
Статьи
10 заповедей воспитания
Индийская пословица гласит: Ребенок — гость в твоем доме — накорми, обучи и отпусти.

Эта мудрость актуальна и сегодня, но для того, чтобы справиться с этими простыми и не простыми задачами, родителю нужно знать как накормить, чтобы ребенку не стало тошно от «еды», как обучить, чтобы полученные знания оказались полезными и востребованными, и как смочь отпустить, когда вы не готовы. Есть несколько принципов, которые обязательно нужно помнить, если мы хотим Добра своему ребенку.

1. Создайте правильные отношения с ребенком

Ребенок, не может обойтись без вас, и чем младше ребенок, тем сильнее эта зависимость. Ребенок с рождения формирует свой круг взрослых, которые обеспечивают ему комфорт, безопасность, спокойствие. «Избранные» пользуются безграничным доверием ребенка, он вверяет себя взрослым, делая их неотъемлемой частью своего мира. Ребенку важно ощущать стабильность и надежность своего мира, в замен он принимает правила которые задают «избранные» и готов прислушиваться к требованиям избранных». Отсюда следующее правило:

2. Сначала будь принят в круг избранных, только потом проси или требуй

Это правило поможет вам понять почему ребенок плачет и цепляется за вас, когда «неизвестный» взрослый бесцеремонно пытается взять вашу кроху на руки, «не получив приглашения». И ребенку все равно чья это мама, ваша или мужа. Поэтому все, кто работает с детьми, запомните это правило. Ребенку все равно, кто вы, заведующая садиком или мамина близкая подруга, если вы попытаетесь нарушить этот принцип, можете надолго попасть к ребенку в немилость.

3. Допущен в круг избранных — соответствуй

Вы можете ожидать от ребенка, чтобы он был активным, самостоятельным, любознательным, послушным, но знайте, это возможно только в том случае, если вы, как «избранный», выполняете свои функции: заботитесь, защищаете, обеспечиваете эмоциональный комфорт. Как только появляется угроза потери ощущения безопасности и комфорта, все остальные ваши требования останутся без внимания. У ребенка появляется тревога, а когда он тревожится, он не может делать ничего другого. Невозможно беспокоиться и действовать одновременно. Представьте, что вы должны успеть с работы забрать ребенка из садика и уже опаздываете, а к вам подходит коллега и рассказывает, какую интересную штуку от придумал. На следующий день вы вряд ли вспомните о чем шла речь, если вы даже его дослушали, а не прервали разговор. Запомните, что бы не происходило, не давайте ребенку усомниться в надежности и стабильности ваших отношений. Отсюда следующее правило:

4. Никогда не манипулируйте отношениями

Найдите различия в двух фразах: Ты не собрал игрушки, а я не люблю тех, кто меня не слушается. Я не люблю когда по комнате разбросаны игрушки.
Да, хочется, чтобы ребенок собрал игрушки и обе фразы могут привести к этому результату, но в первом случае вы ставите под сомнение ваши отношения. Скорей всего это сработает, но это путь к формированию такого качества как безотказность — всегда, для всех.

5. Не делайте свои проблемы, проблемами ребенка

Ребенок может понять только то, к чему готов, и не надо 4-х летнему ребенку рассказывать о том, что ему нужно прервать свою игру и быстрее собираться, а то у вас на работе могут быть неприятности. Говорите только о том, что ребенок в состоянии понять. Куда проще будет сказать, что вы сейчас вместе поедете кататься на поезде, но нужно поторопиться, чтобы он не уехал без вас, а вечером вы устроите игру. Да, не скупитесь на гарантированные обещания, ведь это Вы опаздываете и надо Вам поэтому — договаривайтесь. Если вы начнете уважать желания ребенка, вы легко научите его уважать ваши желания.

6. Не стесняйтесь проявлять чувства любви

Родительское внимание — самый большой ресурс для ребенка, ведь ему важно быть ценным, он хочет вносить свою лепту в «круг избранных». Но, иногда, у ребенка, внимание приравнивается к любви. Если ребенку достаточно вашей любви, то ему не нужно дополнительных подтверждений, но если проявлений любви недостаточно, то ребенок может требовать ее через получение вашего внимания — срочно, сейчас, во что бы то ни стало. И это может происходить в самый не подходящий момент. Особенно это ощущают родители, у которых есть еще младшие дети. Для того, что бы требования внимания не становились навязчивыми, есть свои хитрости, но если вы даете достаточно любви ребенку, то эти умения вам не пригодятся.

7. Внимание — важный ресурс

Внимание — универсальный инструмент, с помощью которого вы можете поощрять и закреплять приемлемое поведение или нивелировать неприемлемое. Помните следующее: «Если ребенок не получил внимания к приемлемому действию, он обязательно его получит с помощью неприемлемого. Другими словами, если вы не отнесетесь внимательно к «картине», которую нарисовал ваш ребенок на бумаге, вы получите ее на стене, уж там-то вы ее точно заметите. Свое внимание ребенок получит в любом случае.
8. Замечайте хорошее
Если вы заметили, что ваш ребенок проявил усердие, добился маленького, но нового для себя результата, сделал то, что вы приветствуете и культивируете, не ленитесь, похвалите его за это, тогда будьте уверены, это действие он захочет повторить, потому, что вы его оценили. И напротив, если вы не хотите повторения какого-либо действия — просто игнорируйте. Правило простое, но очень значимое. Вспомните, сколько раз вы не обращали внимания на хорошие поступки, принимая их за само собой разумеющееся? За-то вы теперь знаете, почему ребенок больше не хочет делать то, что раньше делал с удовольствием — ……папе/маме не интересно — смысла нет.

9. Укрепляйте уверенность

Ребенок не может сразу достичь совершенства в чем либо, хоть вам кажется, что это просто. Ваша досада на медленный прогресс сразу передастся ребенку. Скорей всего он постарается, в следующий раз, не пытаться повторять это действие. Во-первых, потому, что вас это расстраивает, во-вторых, он начинает понимать что он не совершенен. Здравствуйте комплексы! Лучше научитесь отмечать меленькие победы вместе! Но, помните они должны быть конкретными, заметными и ощутимыми, а не высосанными из пальца!

10. Измените отношение ребенка к ошибкам

Ошибка это не катастрофа и не свидетельство собственной ущербности, ошибка это индикатор движения. Ошибка это указатель в пути — «так вот здесь внимательней». Ошибка это опыт. Но самое страшное, если ошибка воспринимается, как конец света. Мозг начинает выстраивать защитные механизмы и просто дает команду избегать ситуаций в которых могут «заклеймить позором». Это очень важное правило, и если вам удастся сформировать у ребенка правильное отношение к ошибкам, то во взрослой жизни вы будете общаться с уверенным в себе человеком.
Воспитание это танец, где взрослый и ребенок постоянно взаимодействуют, обучая друг друга новым па. Тогда этот танец будет красивым, особенным и чувственным. Но как только вы скажете, что знаете как правильно, и перестанете понимать партнера, ваш танец превратиться в правильные движения под музыку — именно ваши движения, под вашу музыку.
Удачи нам всем в наших танцах!

Дмитрий Телечкун.
Психолог, специалист в области воспитания


Все темы
Другие статьи